Подписка на рассылку новостей и сообщений





Подписаться на новости

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года /

8. Основные итоги реализации стратегических направлений. Повышение уровня и качества жизни населения и развитие социальной сферы

Изменение структуры ВРП

К 2025 году структура ВРП претерпит существенные изменения за счет усиления вклада в ВРП доли услуг (что стимулируется развитием туристического направления), расширения инфраструктурной составляющей. Доля сельского хозяйства и промышленности в ВРП сократится, несмотря на существенное увеличение объемов производства сельскохозяйственной и промышленной продукции (таблица 5).

Таблица 5

Изменение структуры ВРП Алтайского края к 2025 году

Вид деятельности

Объем доли, 2006 г.,

млн. руб.

Объем, доли, 2006 г.,

% от ВРП

Динамика роста направления к 2025 г. в сравнении с 2006 г. (количество раз)

Объем доли,

2025 г.,

млн. руб.

(в ценах 2006 года)

Объем доли,

% от ВРП

Сельское хозяйство и рыболовство

29642

17,5

2,2

65212

11,0

Промышленность (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства)

33035

19,5

3

99105

16,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7869

4,6

2,3

18099

3,1

Строительство

8303

4,9

4

33212

5,6

Оптовая и розничная торговля, услуги ремонта

36398

21,5

4,5

163791

27,7

Гостиницы, рестораны

1738

1,0

5,5

9559

1,6

Транспорт и связь

11708

6,9

4

46832

7,9

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом

9273

5,5

5,5

51002

8,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

8332

4,9

3

24996

4,2

Образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

22946

13,6

3,5

80311

13,6

Всего ВРП

169244

592119

Таким образом, к 2025 году объем ВРП Алтайского края вырастет в 3,5раза по отношению к объему ВРП 2006 года (в сопоставимых ценах).

В целом прогнозируемые структурные изменения в ВРП Алтайского края соответствуют глобальным тенденциям и идут в общем тренде, задаваемом приоритетами Правительства Российской Федерации.

Обеспеченность роста ВРП трудовыми ресурсами

Согласно оптимистическому сценарию развития демографической ситуации, численность населения в Алтайском крае в 2025 г. по сравнению с 2006 г. несколько увеличится и составит около 2700-2800 тыс. человек.

Данный сценарий основан на гипотезе, что в Российской Федерации в целом, и в Алтайском крае в частности будут реализованы предпосылки демографического роста за счет многих источников, в том числе за счет успешных мер по укреплению здоровья населения, улучшению качества его жизни, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, стимулированию рождаемости, укреплению института семьи, активизации миграционной политики и др. Согласно этому сценарию в Алтайском крае предусматривается значительное сокращение показателей смертности (особенно в младших группах населения трудоспособного возраста), рост возрастных показателей рождаемости населения, преодоление негативных миграционных тенденций. К 2020 г. суммарный коэффициент рождаемости составит 1,75 рождения на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни мужчин – 65,5 лет, а женщин – 77,4 года, миграционный прирост превысит 5 тыс. человек.

При этом население трудоспособного возраста составит около 1500 тыс. чел. (в 2006 году численность населения трудоспособного возраста в Алтайском крае составляла 1617,2 тыс. чел.), т.е. численность населения трудоспособного возраста несколько сократится за счет общего старения населения. Однако разница в численности трудоспособного населения не окажет существенного влияния на обеспеченность экономики трудовыми ресурсами, т.к. будет нивелирована снижением уровня безработицы (в 2006 г. численность безработных по данным Алтайкомстата составила 115,9 тыс. чел., т.е. около 9% экономически активного населения) и уменьшением доли населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике (учащиеся и студенты трудоспособного возраста, военнослужащие, домохозяйки и т.п. – в 2006 г. их численность составляла 396,8 тыс. чел.).

С учетом того, что прогнозируется снижение уровня безработицы до 2% (т.е. численность безработных по краю составит не более 30 тыс. чел.), и около 300 тыс. чел. придется на население трудоспособного возраста, не занятого в экономике (сокращение доли учащихся трудоспособного возраста, студентов, военнослужащих прогнозируется в связи с изменением возрастной структуры населения к 2025 г.), численность населения, занятого в экономике, в 2025 году не сократится и составит не менее 1100 тыс. чел. При этом структура занятости по видам экономической деятельности изменится примерно в соответствии с изменением доли отдельных видов деятельности в ВРП. Изменение структуры занятости населения по видам деятельности продемонстрировано в таблице 6.

Таблица 6

Изменение структуры занятости экономически активного населения Алтайского края к 2025 г.

Вид деятельности

Численность занятых, 2006 г.

Доля занятых, 2006 г.

Доля занятых, 2025 г.

Численность занятых, 2025 г.

Сельское хозяйство и рыболовство

226,7

20,5

15,5

170,5

Промышленность (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства)

177,4

16,1

14,2

156,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

37

3,3

1,9

21,0

Строительство

55,4

5,0

5,7

62,7

Оптовая и розничная торговля, услуги ремонта

157,6

14,3

19,1

210,1

Гостиницы, рестораны

16,8

1,5

3,5

38,5

Транспорт и связь

82,8

7,5

8,5

93,8

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом

53,6

4,9

5,8

63,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

68,5

6,2

5,3

58,2

Образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

228,8

20,7

20,6

226,7

Всего

1104,5

1101,5

Преодоление негативных тенденций в демографической ситуации Алтайского края создает базис трудовых ресурсов, с помощью которого будет достигнут экономический рост. Здесь кроется один из существенных рисков реализации стратегии – если негативные тенденции в демографии не будут преодолены, то не будет основы, на которую должно опираться развитие края.

В этом отношении сценарий изменения численности населения Алтайского края, рассчитанный Алтайкрайстатом как «средний» вариант, предполагает сокращение численности населения до 2224 тыс. чел. в 2025г., что означает сокращение населения трудоспособного возраста примерно до 1200 и численности «работающего» населения до 900 тыс. чел. Такое сокращение численности населения, задействованного в экономике, предполагает, что рост производительности труда должен быть опережающим по отношению к темпам роста ВРП, а значит, он должен вырасти в 4,3-4,5 раза по отношению к производительности труда 2006 года.

Таким образом, задача Администрации Алтайского края – максимально содействовать преодолению негативных демографических тенденций, укреплению здоровья населения, улучшению качества его жизни.

Развитие социальной сферы

Развитие экономики края, реализация стратегических направлений станет основой для достижения новых стандартов уровня и качества жизни населения, преобразований социальной сферы. Повышение уровня жизни рассматривается как основополагающий элемент повышения ее качества.

Следствиями повышения качества жизни должны стать формирование мощного среднего класса и перелом негативной демографической ситуации, обеспечивающий закрепление устойчивой тенденции к росту численности населения края.

Средняя заработная плата в крае достигнет уровня не менее 35 тыс. рублей в ценах 2006 года. Её покупательная способность по отношению к потребительскому минимуму возрастет не менее чем до 530% (при условии увеличения прожиточного минимума до 6 тыс. рублей в ценах 2006 года).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума упадет до 3-4%. Малообеспеченное население составит 20-25%. Доля населения со средними доходами составит не менее 50-55%.

Благодаря внедрению инновационных технологий в строительстве, производстве, в том числе на основе местного сырья, новых экономичных строительных материалов, будет существенно улучшена ситуация с обеспеченностью населения края жильем. За 2008-2025 годы в расчете на одного жителя будет построено 8-10 кв. метров нового жилья, что позволит достичь уровня обеспеченности жильем в среднем 28 кв. метров на 1 жителя. Рост инвестиций в строительный комплекс, увеличение объемов строительства обеспечат сбалансированное развитие строительного рынка, при котором растущий спрос обеспечен предложением и невозможен резкий рост цен. При опережающем росте доходов населения края это сделает жилье действительно доступным.

Достигнутый уровень расходов на здравоохранение и социальную защиту населения, рассчитываемый как доля от произведенной добавленной стоимости, существенно (до 60-65%) приблизится к уровню развитых стран.

Не менее 50-55% экономически активного взрослого населения будут иметь высшее образование.

В результате край сможет реализовать потенциал развития промышленности, сельского хозяйства, инновационной экономики, преодолев барьеры инфраструктурных ограничений.

Для развития отдельных направлений социальной сферы предстоит реализация следующих стратегических целей и задач:

Стратегической целью развития социальной поддержки населения является формирование в Алтайском крае такой системы, при которой поддержка оказывается гражданам, оказавшимся не только за чертой прожиточного минимума, но и в трудной жизненной ситуации: потеря работы, утрата трудоспособности, длительная болезнь, преклонный возраст, одиночество, сиротство, отсутствие определенного места жительства и т.д.

Одной из приоритетных задач демографической политики края и стратегии его развития является увеличение продолжительности жизни населения края. Значение данного интегрального показателя характеризует уровень и качество жизни в крае и определяется ими. При этом одним из ключевых факторов снижения смертности и увеличения продолжительности жизни является уровень развития здравоохранения.

Решение задач развития здравоохранения Алтайского края будет осуществляться в том числе в формате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», рассчитанного на среднесрочную перспективу.

Стратегическая цель реализации указанного проекта на территории края, как и в целом по стране – повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Основные приоритеты проекта:

· развитие первичной медицинской помощи;

· развитие профилактического направления;

· обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Вклад системы образования в повышение качества жизни населения края будет достигнут за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:

· обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного образования для всех жителей края (включая действия, направленные на сохранение сети дошкольных и общеобразовательных учреждений; строительство детских садов в городской местности, восстановление разрушенных – в сельской; развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений);

· обеспечение системы образования Алтайского края высококвалифицированными кадрами;

· совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

· повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающей потребности ключевых сфер деятельности экономики края.

Особое значение в поддержке основных направлений развития системы общего образования имеет приоритетный национальный проект «Образование».

Стратегическая цель реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории края, как и в целом по стране – модернизация российского образования и достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Реальный вклад жилищного строительства в повышение качества жизни населения края будет достигнут за счет реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Стратегической целью в сфере жилищного строительства является создание условий, обеспечивающих доступность жилья для разных категорий граждан.

Для комплексного решения проблемы доступности жилья предполагается диверсификация финансовых механизмов строительства и приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью; государственная поддержка улучшения жилищных условий социально уязвимых категорий населения в пределах установленных государственных стандартов; развитие ипотечного жилищного кредитования.

Для обеспечения повышения качества жизни и развития человеческого потенциала будут также реализованы стратегические действия в таких областях, как культура, спорт.

В области культуры и спорта необходимо решение следующих стратегических задач:

- сохранение единого культурно-информационного пространства; улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения;

- кардинальное улучшение материально-технической базы учреждений культуры и спорта, для чего предполагается широкое привлечение внебюджетных источников финансирования и активизация механизмов частно-государственного партнерства; оснащение учреждений культуры и спорта современным оборудованием, средствами обеспечения пожарной безопасности;

- сохранение историко-культурного наследия;

-поддержка профессионального и самодеятельного творчества в крае, создание условий для его развития, поддержание участия населения в российских и краевых фестивалях искусств, спортивных соревнованиях;

- развитие и популяризация культуры разных национальностей, проживающих на территории края;

- разработка и внедрение механизмов, сдерживающих до приемлемого уровня рост стоимости услуг в культурной и спортивно-оздоровительной сферах (в т.ч. в частных учреждениях). Обеспечение на этой основе удовлетворения потребностей населения, особенно детей и подростков, в повышении культурного уровня и занятиях физкультурой и спортом.

Важнейшим направлением обеспечения уровня и качества жизни является также обеспечение общественной безопасности и предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности.

Мы в социальных сетях:

© 2006—2013 Центр поддержки предпринимательства Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства

Карта сайта

Разработка сайта и продвижение сайта - «Актив Дизайн»

Для корректного просмотра нашего сайта мы рекомендуем браузеры:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика