Подписка на рассылку новостей и сообщений





Подписаться на новости

7. Стратегические направления и приоритеты развития края /

7.4. Стратегическое направление 4: «Алтай трансграничный»

В настоящее время развертывается новая стратегия участия Российской Федерации в международном сотрудничестве. Эта стратегия направлена на регионализацию и формирование ответственной, безопасной и способствующей стабильному развитию многополярной системы международных политических и экономических отношений. Международную повестку дня России стала определять новая идеология – прагматика развития.

Существенное место в реализации нового курса занимает развертывание международного сотрудничества в центрально-азиатском направлении, при этом особое значение придается формированию системы безопасности и сотрудничества в Большой Средней Азии (далее – «БСА»).

Для Алтайского края открываются большие перспективы использования этой стратегии в решении социально-экономических задач своего развития, так как в результате реализации нового внешнеполитического и внешнеэкономического курса были упорядочены «правила» участия в международном сотрудничестве сформированных хозяйственных комплексов и социально-экономических структур в целом и приграничных субъектов Российской Федерации в частности. В начале ХХI века завершился затянувшийся процесс становления сбалансированных отношений и соответственного разделения компетенций между федеральным центром (далее- «Центр») и субъектами Российской Федерации (далее – «Субъекты») в отношении участия в международном сотрудничестве. Сейчас найден баланс между государственным и негосударственным, федеральным и региональным участием в международном сотрудничестве, который позволяет проводить целенаправленную внешнюю политику, системно отстаивать внешнеэкономические интересы страны и эффективно поддерживать продвижение внешнеэкономических интересов российских хозяйствующих субъектов. Главной же стратегической целью направления является всемерное продвижение торгово-экономических, проектно-инновационных, инфраструктурных и гуманитарно-демографических интересов края в регионе БСА.

Инновационный подход к формированию стратегии международного сотрудничества в регионе БСА.

Сегодня ситуация в регионе БСА (далее – «Регион») и вокруг него сложилась таким образом, что для обеспечения стабильного развития ситуации в Регионе безотлагательно требуется применение новых политических и экономических подходов к стабилизации ситуации и выводу Региона из зоны мирового риска. Фактически попытки взять на себя такую ответственность в разной степени предпринимают три члена Совета Безопасности ООН – Россия, Китай и США. Именно от их военной и экономической политики зависит та политическая и экономическая конфигурация, которая выстроится в Регионе.

Эта инновация приобретет подлинно системный характер и приведет к новой пространственной организации страны только в том случае, если ранее не существовавшие границы позволят запустить новые процессы экономико-технологической, социально-культурной, транспортно-инфраструктурной, политической самоорганизации и саморазвития. Фактически речь идет о новом освоении БСА, о том, что на этом обширном пространстве должна в течение 10-15 лет быть «собрана» по-новому политика и экономика.

В сложившейся ситуации сильным стимулом развертывания условий для стабильного развития БСА может стать дополнение практики межгосударственного сотрудничества трансграничным межрегиональным сотрудничеством. Такая двухъярусная схема позволит подключить местные ресурсы к развертыванию сотрудничества в БСА, уже начатого на государственном уровне.

Синхронизация региональных стратегий и их институализация

Геополитическое положение Алтайского края (далее – «Край») как приграничного субъекта Российской Федерации задает ограничения и одновременно возможности для развития международного сотрудничества. Позитивное разрешение этой дилеммы возможно в рамках стратегического выбора и его последовательной реализации.

В организационном плане инструментом системного согласования интересов Центра и Края является процесс формирования и реализации международной стратегии развития Края, включающей его международную деятельность как составную часть региональной внутренней и внешней, центрально-азиатской политики Центра.

С одной стороны, экономическое взаимодействие Края ограничивается федеральными режимами государственной и таможенной границы Российской Федерации. С другой, приграничное положение Края - потенциал для использования особенностей рынка, коммуникаций и производственной деятельности региональных соседей Края (среднеазиатских государств, Монголии и Китая (далее – «Страны») в целях развития Края, имея в виду в том числе эффективное развертывание трансграничной и приграничной производственной кооперации и торговли.

Использование приграничного геополитического положения как ресурса развития Края возможно только в сотрудничестве с Центром и при тесном взаимодействии с заинтересованными Странами, так как выбор таможенного и пограничного режима находится в компетенции федеральной власти, которая определяет его особенности для тех или иных приграничных Субъектов.

Политический и экономический анализ международного сотрудничества в регионе позволяет сделать вывод о том, что сегодня разворачивается энергичный процесс структурирования и наполнения конкретными действиями политических, экономических, военных и гуманитарных связей в Регионе в рамках многосторонних контактов с Шанхайской организацией сотрудничества (далее- «ШОС»). Предполагается, что формат ШОС следует ориентировать на проблемы регионов и тем самым задействовать в интересах развития регионального трансграничного сотрудничества.

Сейчас вопросы регулирования международного сотрудничества решают в основном центральные органы власти. Поэтому существенный прорыв в развитии трансграничного сотрудничества возможен только в случае согласования стратегии трансграничного сотрудничества на межгосударственном уровне. Институализация такого объективного развертывания сотрудничества - важнейшая задача ближайшего времени. В сложившейся ситуации Край мог бы и должен принять активное участие в работе по подключению регионов к сотрудничеству с ШОС.

Идея трансграничного международного регионального сотрудничества с участием Стран заложена в Шанхайской декларации. Администрация Алтайского края может стать инициатором идеи последовательного углубления сотрудничества в рамках ШОС на региональном уровне. Мировой опыт формирования интегрированных пространств свидетельствует о том, что только взаимное дополнение в рамках единой стратегии межгосударственного и регионального формата позволяет успешно решать вопросы экономической и социальной интеграции. В перспективе целесообразно выработать ШОСовскую стратегию регионального сотрудничества, выделить приоритетные проекты сотрудничества, оптимальную экономическую специализацию и варианты размещения производительных сил, инфраструктуры, человеческих ресурсов и их подготовки. Такая «диверсификация» уровня сотрудничества в рамках ШОС на региональный уровень позволит подключить огромные ресурсы к самостоятельному международному взаимодействию.

В организационном плане представляется целесообразным предложить реализовать следующие мероприятия:

-создать Совет регионов (административно-территориальных единиц) государств-участников ШОС, который будет сформирован из представителей государств-участников;

-дополнить структуру действующего делового Совета ШОС секцией регионального сотрудничества;

-создать Фонд регионов ШОС и в качестве его исполнительного органа -Международный банк регионального развития ШОС, учрежденный государствами-участниками ШОС;

-принять решение о проведении на регулярной основе экономических форумов регионов ШОС и предложить провести первый форум в г.Барнауле (в дальнейшем закрепить за форумом название «Алтайский экономический форум»).

Роль Края на территории государств-участников ШОС как форпоста России полностью соответствует его геополитическому положению. Однако следует помнить, что понятие форпоста сегодня наполняется новым содержанием, которое ранее имело в большей степени военно-политический смысл. Миссия современного форпоста имеет три измерения – военно-политическое, экономическое и культурное и решает задачу не столько защиты рубежей, сколько продвижения интересов.

Проектное наполнение трансграничного сотрудничества

Приграничное сотрудничество

Существенной проблемой для приграничных к Алтаю соседних территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию транзитных сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков.

К числу сомасштабных трансрегиональному сотрудничеству проектов однозначно можно сегодня отнести лишь корпоративные мегапроекты, реализуемые крупнейшими монополиями. К таким проектам относятся строительство газопровода в Китай, увеличение пропускной способности железнодорожного транспорта, наращивание электроэнергетических мощностей и др. В этих случаях речь может идти лишь о возможной связи других сопутствующих проектов с ключевым корпоративным мегапроектом.

Имеется значительный потенциал для развития приграничного сотрудничества, который может реализовываться при решении существенных инфраструктурных вопросов (увеличение пропускной способности пограничных переходов, совершенствование дорог и д.), а также усиление экономической мотивации (расширение особых таможенных льгот для участников приграничной торговли, облегченный пограничный порядок перехода границы в пунктах пропуска и т.п.). Однако сама практика приграничного сотрудничества имеет муниципальный масштаб и вписывается лишь в систему муниципально-краевых отношений.

Межрегиональное сотрудничество

Большинство территорий Региона, даже сильно различающихся между собой по климатическим особенностям и уровню социально-культурного развития, можно объединить по доминирующему типу освоения - сырьевому или сельскохозяйственному.

В Регионе имеются три типа экономик, которые задают «коридоры развития»:

- экономика сельского хозяйства, которая при технологизации производства и переработки может стать важным направлением экономической активности;

- сырьевая экономика, центры управления которой вынесены за пределы Региона, а располагающиеся в нем производственные комплексы чаще всего являются «хвостами» технологических цепочек, развернутых за границами Региона;

- производство товаров массового потребления на иностранной технологической базе. Дешевая рабочая сила, близость рынков с невысокой покупательной способностью, на которые работают эти производства, позволяют добиваться неплохих экономических показателей. Фактически идет процесс «сброса» старых для индустриально развитых стран технологий в регион БСА.

Лишь сельскохозяйственное производство работает на экстенсивное развитие Региона. Повышение мировых цен на продовольствие позволяет повысить рентабельность этой отрасли экономики. В свою очередь, с одной стороны, внутрирегиональная конкуренция между сельхозпроизводителями создает конкурентную производственную среду для технологического развития, с дугой - нынешний низкий уровень переработки сельхозпродукции, несмотря на рост цен, определяет низкий потолок прибыли и, соответственно, ограниченный объем собственных или заемных инвестиционных средств.

В управленческом плане задачей содействия экономическому развитию является такая настройка таможенных и пограничных инструментов управления инвестиционными, товарными и человеческими потоками, которая способствовала бы развертыванию механизмов развития Края. Преференциальный режим является инструментом бюджета Центра и/или Субъекта для дотации отраслевого и/или территориального развития. Соответственно решение о предоставлении преференций носит политический и экономический характер и принимается в рамках федерального и/или регионального понимания международных политических и экономических приоритетов, региональной политики Центра и стратегии развития Субъектов, отраслевых проектов.

Модель активизации международного сотрудничества.

Для активизации международного сотрудничества в целях развития Алтайского края следует идти по пути международного трансграничного союза (сообщества) (далее – «МТС») в открытом для регионов стран БСА формате. Реализация данной модели означает усиление проектной направленности приграничного сотрудничества. Речь идет о совместной деятельности региональных и центральных властей по решению ключевых проблем развития приграничных территорий.

Предлагается в качестве базовой модели активизации международного сотрудничества в Алтайском крае рассматривать МТС, однако дополнять ее традиционными инструментами стимулирования внешнеторговой деятельности и по возможности использовать преференции экспортоориентированным предприятиям, свойственные традиционному участию органов власти и управления в поддержке международной торговли.

Инструменты активизации международного сотрудничества в рамках выбранной модели.

В рамках предлагаемой модели активизации международного сотрудничества предлагается использовать следующие инструменты:

1) требующие взаимодействия и совместного решения вопросов на краевом и федеральном уровнях государственной власти:

сформировать при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации Международный координационный совет (далее – «МКС»), предложить представителям региональной власти, рекомендованным государствами-участниками ШОС, стать его членами;

создать на краевом уровне при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Международный центр приграничного сотрудничества в качестве краевого исполнительного органа МКС, способного усилить экономическую составляющую текущей международной деятельности;

максимально задействовать весь спектр инструментов стимулирования экспортоориентированных предприятий, рекомендуемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Использование приграничного геополитического положения как ресурса развития края и усиления позиций России в регионе БСА возможно только в сотрудничестве с федеральным центром и при плотном взаимодействии с заинтересованными странами, так как выбор таможенного и пограничного режима находится в компетенции федеральных органов государственной власти, которая определяет его особенности для тех или иных приграничных Субъектов.

В частности, реализация экономической политики России через механизм таможенного регулирования позволит в рамках действующего законодательства органично увязать интересы Центра, Администрации Алтайского края, других Субъектов по ускорению экономического и социального развития с задачами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

2) на краевом уровне – разработать краевую целевую программу развития международного и межрегионального сотрудничества «Алтайский край – форпост России», в которой выстроить систему политических и экономических мероприятий, направленных на укрепление национальной безопасности региона и усиление позиций России в Центральной Азии и регионе БСА.

Проектная составляющая деятельности международного трансграничного сообщества – Международный координационный совет

Международное трансграничное сообщество – это наиболее полно разработанная (и активно применяемая) форма институционализации регионального сотрудничества приграничных территорий сопредельных стран. Часто международные трансграничные сообщества именуют «еврорегионами», что обусловлено историческими корнями этой институциональной формы.

Ключевыми понятиями данной концепции трансграничного сотрудничества являются “регионализация” и “институционализация”.

Регионализация в данном случае подразумевает четкое выделение границ единых норм взаимодействия и сотрудничества, которые распространяются поверх существующих границ.

Институционализация требует формирования и развития институтов, которые обеспечивают «единое поле» сотрудничества.

Исторически выработались принципы, при опоре на которые создание такого международного трансграничного сообщества может быть эффективным:

принцип частно-государственного партнерства, который подразумевает, что для эффективного развития требуется не только и не столько участие государственных органов сопредельных государств, сколько активность предпринимательских структур, поддержанная государственными органами;

принцип субсидиарности – делегирование полномочий тому уровню исполнительной власти, где эти полномочия могут выполняться наиболее эффективно;

принцип совместного финансирования – ни одна из сторон не должна брать на себя всю полноту финансового обеспечения реализации совместных проектов, каким бы различным в уровне экономического развития ни был состав участников;

принцип проектного управления – совместная деятельность в регионе формируется и управляется в соответствии с реализацией проектов.

Как показывают оценки эффективности функционирования еврорегионов, они приносят территории реальные дивиденды, только если ориентированы на проектную деятельность (совместные проекты) и имеют инструмент финансирования совместных проектов.

Чтобы усилить экономическую составляющую сотрудничества, целесообразно организовать работу штаб-квартиры МКС ШОС в г. Барнауле и придать ей также функцию координации деятельности Центров приграничного сотрудничества, работающих в государствах-участниках ШОС. Данный институт выступит одним из тех инструментов, которые позволят консолидировать ресурсы для совместной международной межрегиональной деятельности ШОС, а также послужит активизации торговых международных связей Алтайского края с привлечением ресурсов участников ШОС.

Направления проектной деятельности должны исходить из общестратегических задач, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и данной стратегией. При этом приоритеты проектной деятельности должны соответствовать тем направлениям, которые дают наибольший эффект при их реализации в рамках трансграничного международного сообщества.

Алтайский центр содействия приграничному сотрудничеству на границе Алтайского края и Восточно-Казахстанской области (далее – «Центр»).

Цели создания:

- активизация участия Алтайского края в международном экономическом сотрудничестве путем создания совместно с Казахстанской стороной транспортного приграничного коридора по обслуживанию товарного потока, пересекающего российско-казахстанскую границу;

- подключение к евроазиатскому транспортному рынку инфраструктуры Алтайского края как составной части восточной ветки маршрутов, обеспечивающих дополнительный канал для товаропотоков в направлении север-юг/юг-север через территорию Российской Федерации. Включение объектов транспортной и сервисной инфраструктуры Центра в систему перевозок внешнеторговых грузов;

- участие Центра в реализации экономической политики Российской Федерации;

- ускорение развития российско-казахстанского торгово-экономического приграничного сотрудничества;

- развитие производственной и непроизводственной сфер, связанных с приграничной транспортной инфраструктурой. Создание современной технологической транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры (высокотехнологичных терминалов по переработке грузов, офисных и жилых комплексов, модернизованной системы жилищно-коммунального хозяйства, дорожной сети и т.д.), новых рабочих мест и формирование дополнительных источников пополнения бюджета.

Координация интересов российских заинтересованных сторон:

Реализация экономической политики России через механизм таможенного регулирования позволит в рамках действующего законодательства органично увязать интересы Центра, Администрации Алтайского края, других Субъектов по ускорению экономического и социального развития с задачами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Центр выступит как инструмент оптимизации функционирования транспортных маршрутов и ускорения продвижения товарных потоков, соединяющих уральский экономический регион и Сибирь с государствами БСА. Кроме того, он будет способствовать развитию конкурентной среды оказания транспортных услуг, что в стратегической перспективе приведет к совершенствованию транспортного обеспечения направления БСА – Европа.

Все эти цели дополнят друг друга в рамках решения общей задачи – оптимизации маршрутов и товарной номенклатуры транзитного грузопотока, увеличению товарооборота.

Место дислокации: г. Рубцовск (приблизительно 29 км от границы). Транспортный узел, к которому подходят железнодорожные транспортные магистрали (Турксиб и из Усть-Каменогорска) и автотрасса из Казахстана, проводящие грузопотоки в направлении юг-север. Транспортные маршруты в северном направлении идут только по территории Российской Федерации, что обеспечивает высокие гарантии эффективности таможенной очистки товаров.

Формат: транспортно-логистический, сервисный и информационно-выставочный центр – площадка международного экономического сотрудничества.

Юрисдикция:

- обустройство и функционирование Центра – в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выделение (аренда) земельных участков для создания и функционирования Центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Механизмы нормативного регулирования деятельности Центра:

- в части таможенной деятельности - выполнение нормативно-распорядительных документов Государственного таможенного комитета Российской Федерации с целью реализации экономической политики и обеспечения экономических интересов Российской Федерации;

- в части организационно-распорядительного обеспечения текущего функционирования – в соответствии с требованиями федерального, регионального законодательства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Виды деятельности Центра:

глубокая переработка и сортировка грузов,

торгово-ярмарочная, выставочная деятельность,

оказание транспортных и складских услуг,

предоставление услуг сервисной инфраструктуры (гостиницы, АЗС, СТО, банкоматы, связь, электронные расчеты и т.д.),

торговля и услуги в области торговли,

услуги связи и информационного сопровождения,

услуги в области технологического сотрудничества и консультирования,

реализация инвестиционных проектов в части профильной деятельности.

Форма собственности – ОАО с участием органов государственной власти и управления (контрольный/блокирующий пакет акций у органов государственной власти).

Перспектива развития:

Предложение по созданию Центра связано с необходимостью обслуживать транзитный грузопоток, предоставляя широкий спектр транспортных и сопровождающих услуг.

Совмещение рынков и транспортных систем север-юг, их соответствующее обслуживание и информационное сопровождение будет востребовано в долгосрочной перспективе.

По мере дальнейшего экономического развития БСА грузопотоки будут по нарастающей формироваться всеми странами Региона по маршруту север-юг.

Производственная значимость:

- концентрация в Центре жизненно важных структур, связанных с международным и приграничным сотрудничеством: бизнес-центр, информационный центр, выставочный центр, сервисный центр, электронно-торговый центр, центр переработки и транспортно-логистический центр;

- обеспечение привлекательности Центра за счет преференциальных режимов в рамках экономической политики Российской Федерации и на основании решений Правительства Российской Федерации и его органов;

- сокращение сроков доставки, повышение качества обработки (консолидация, упаковка, маркировка и т.д.) грузов и мультимодальности перевозок.

Ожидаемые предварительные результаты:

1. Реализация индустриально-инновационной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры.

2. Создание евро-азиатского полноценного сегмента международного экономического пространства, усиливающего экономическое влияние России.

3. Полноценная реализация транзитного потенциала Алтайского края.

4. Оптимизация условий увеличения оборачиваемости товарно-денежных потоков, стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями Алтайского края и России в целом.

5. Высокая привлекательность проекта для вложения частного капитала на принципах государственно-частного партнерства. Формирование нового источника налоговых поступлений.

6. Возможность получения в стратегической перспективе кумулятивного эффекта для развития экономики Алтайского края от системной реализации данного проекта.

Направления торгово-экономического сотрудничества

Алтайский край в силу своего геополитического положения связан внешнеэкономическими отношениями преимущественно со странами Центральной, Средней и Восточной Азии.

По сравнению с 1991 годом в 2006 году объем экспорта в крае вырос ориентировочно на 20%, при этом с учетом общего падения физических объемов производства в крае рост экспорта является значительно более существенным (рис.8).

10-1.jpg

Рис. 8 Динамика экспорта и импорта Алтайского края за 1991-2006 гг.

Следует отметить, что за первое полугодие 2007 г. внешнеторговый оборот Алтайского края увеличился примерно в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 566 млн. долларов. При этом объем экспортных поставок увеличился на 75% от прошлогоднего показателя, а импорт вырос на 7%. Положительное сальдо внешней торговли края составило 281,4 млн. долларов. Стоимостные объемы экспорта превышают стоимостные объемы импорта в 3 раза (в I полугодии 2006 г. это отношение составляло 1,8 раза).

Основной статьей экспорта в 2006 г. являлась древесина и изделия из нее, кокс, машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности. Резкое снижение поставок кокса на экспорт (в 2,9 раза в сравнении с 2005 г.) привело к общему снижению объема экспортных поставок примерно на 20% к уровню предшествующего года. Приняв во внимание, что на объем и структуру внешнеторговой деятельности существенное влияние способны оказать внешнеторговые контракты одного предприятия (ОАО «Алтай-кокс»), следует сделать вывод, что экспорт региональной продукции централизован и слабо диверсифицирован. Экспортерами являются лишь некоторые крупные алтайские предприятия: ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Алтайвагон», ПК «Сибэнергомаш», ЗАО «АЗПИ», ряд предприятий деревообрабатывающей, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основными торговыми партнерами Алтайского края являются страны – члены ШОС, а также Украина. На страны ШОС (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай) приходится 67,6% внешнеторгового товарооборота Алтайского края, на Украину – 8,7%.

Главным торговым партнером Алтайского края является Казахстан (42,3%). За ним с большим отрывом идут Узбекистан (14,3%), Украина (8,7%), Таджикистан (4,6%), Китай (4,3%).

Оценка потенциала отдельных направлений торгово-экономического сотрудничества

Казахстан

В текущий момент Казахстан является основным внешнеэкономическим партнером Алтайского края: в I полугодии 2007 г. товарооборот Алтайского края с Республикой Казахстан увеличился на 11,9% и составил 1/3 от внешнеторгового оборота края.

Несмотря на то, что Алтайский край не является для Казахстана регионом первого приоритета сотрудничества с Российской Федерацией, однако на его долю приходится существенный процент товарооборота. Наибольшее значение как внешнеэкономический партнер Алтайский край представляет для Восточно-Казахстанской области.

Показательно, что акиматы Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей вышли с предложением по созданию на алтайском участке российско-казахстанской границы Международного центра приграничного сотрудничества.

Казахстан является транзитной территорией между новыми государствами Центральной Азии и Россией. При этом, благодаря создаваемому Международному центру приграничного сотрудничества «Хоргос» на казахско-китайской границе, территория Казахстана становится транзитной для товаропотока Китай - Западная Сибирь. Таким образом, грузопотоки, которые будут проходить через Международный центр приграничного сотрудничества, будут формироваться не только за счет связки Алтайский край – Восточно-Казахстанская область, но в существенно большей степени за счет грузопотока Западная Сибирь – Центральная Азия и Западная Сибирь – Китай.

Эксперты разных стран дают оценку перспектив роста товаропотоков Европа-Азия в 80-150% в год, что позволяет предположить возможность переключения части возрастающего товаропотока через Алтайский край и Российскую Федерацию.

Координация деятельности заинтересованных российских и казахстанских структур особенно актуальна в связи с "прозрачностью" государственной границы, протяженность "алтайского" участка которой составляет 860,5 км. Пока приходится констатировать, что действующие 5 таможенных постов, 6 автомобильных и 3 железнодорожных пункта пропуска товаров и транспортных средств не обеспечивают 100-процентного исключения провоза контрабандных грузов, в том числе наркотиков. Установленные пункты пропуска на Алтайском направлении находятся в населенных пунктах: Кулунда, Славгород, Бастан, Круглое, Веселоярск, Горняк, Михайловка и др. Казахстанская граница по-прежнему является одной из наиболее проблемных звеньев российской границы.

Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан

Со времен СССР Алтайский край был тесно связан кооперационными связями с данными среднеазиатскими республиками: машиностроительный комплекс Алтайского края был ориентирован на рынки этих республик, а предприятия легкой промышленности Алтая получали от них сырье.

В настоящее время через территорию Алтайского края проходят основные транспортные маршруты, связывающие Новосибирскую и Кемеровскую области с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном.

Несмотря на экономические проблемы и высокий уровень политической нестабильности, присущие в настоящее время всем этим трем государствам, отношения с ними имеют значительный потенциал развития.

Китай

Синьцзян рассматривается в Китайской Народной Республике как западные ворота Китая в Центральную Азию, Россию и Европу, новый центр экономического роста, межгосударственного и межтерриториального сотрудничества.

Синьцзян-Уйгурский автономный район (далее – «СУАР») является по площади одной из наиболее крупных провинций Китая с относительно низкой плотностью населения. СУАР развивается опережающими темпами относительно роста экономики всего Китая.

По данным китайской стороны, СУАР имеет лишь 10% собственной продукции в структуре экспорта и потребляет 20% ввезенной импортной продукции, т.е. СУАР является транзитной территорией по отношению к основному товаропотоку. Таким образом, торговля России с СУАР фактически означает торговлю со всем Китаем через западные ворота.

По мнению китайских экономистов, товарооборот между СУАР и Российской Федерацией к 2010-2015 гг. должен вырасти до 1 млрд. долл., между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией - до 20 млрд. долл.

Через все 16 пропускных пунктов СУАР пассажиропоток возрастал последние годы в среднем в 2,2 раза в год; транспортный поток - в 1,3 раза в год; вес перевезенных грузов через пункты пропуска рос в среднем в 2,28 раза в год.

Вместе с тем одним из главных препятствий для дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества с СУАР остается отсутствие эффективной транспортной схемы, связывающей Алтайский край с Синьцзяном. В настоящее время доставка в эту провинцию Китая пассажиров и грузов в основном осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Казахстана. Пропускная способность пограничных переходов в сочетании с высокой затратностью железнодорожного и автомобильного транзита по Казахстану делает данный маршрут малопривлекательным как для российских, так и китайских предпринимателей.

Координация деятельности Международного центра приграничного сотрудничества на границе Казахстана и Алтайского края и Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» на казахско-китайской границе, которую будет осуществлять МКС, позволит создать эффективный транспортный коридор, связывающий Алтайский край и СУАР.

Другим перспективным транспортным маршрутом может стать автомобильная дорога через перевал Канас, напрямую выходящая с российской территории в Китай, строительство которой связано с проектом газопровода «Алтай».

Монголия

В текущий момент внешнеторговый оборот края с Монголией выглядит достаточно скромно. Но необходимо отметить, что несмотря на множество трудностей, показатели внешнеторгового оборота Алтайского края с Монголией в последние годы растут очень высокими темпами.

Характер торгово-экономических связей с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии, граничащих с Алтаем, определенной деформацией структуры экспортно-импортных операций. До 90-х годов СССР получал из этих регионов Монголии лишь живой скот для последующей его переработки на Бийском (Алтайский край) и Семипалатинском (Казахстан) мясокомбинатах. Экспортировались главным образом товары повседневного спроса. В связи с этим в настоящее время в торговле с Монголией преобладают мелкие контракты, в частности, на поставку в эту страну дизель-генераторов, муки, рубероида, семян и товаров народного потребления.

Одним из перспективных направлений в торгово-экономическом сотрудничестве России с Монголией является освоение богатых месторождений полезных рудных ископаемых, разведанных на западе страны. Не случайно огромный интерес к ним проявляют крупнейшие фирмы развитых стран мира. Освоение данных месторождений во многом сопряжено с развитием транспортной инфраструктуры.

Кроме этого, можно отнести к перспективным направлениям сотрудничество в развитии зернового хозяйства Монголии.

В ближайшие годы ожидается уверенный рост внешнеэкономического товарооборота Алтайского края, будут упрочены связи с Казахстаном, однако наибольшими темпами будет расти товарооборот Алтайского края с Китаем. Направления экономического взаимодействия с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Монголией также являются очень перспективными.

Направления международного проектного сотрудничества

Направления сотрудничества подразделяются на торгово-экономическое (традиционное) сотрудничество, проектное и гуманитарное сотрудничество.

Направления торгово-экономического сотрудничества заданы текущими направлениями товарных потоков Алтайского края и их географией. В соответствии с приоритетами развития Алтайского края структура товарных потоков требует постепенного изменения процентного соотношения отдельных составляющих.

Приоритеты проектного сотрудничества (реализации совместных проектов) проистекают из приоритетов развития Алтайского края и соответствуют направлениям, реализация которых наиболее эффективна в рамках трансграничных международных сообществ:

туризм;

транспортная инфраструктура;

инновации (прежде всего образовательные проекты);

проекты в области культуры и экологии.

Туризм

Совместные международные проекты в области туризма позволят:

с одной стороны, увеличить поток европейских туристов на Алтай, сформировав уникальное туристическое предложение;

с другой стороны, привлечь поток туристов из Азии (прежде всего из Китая).

Если поступательному увеличению туристов из Европы, как правило, уделяется существенное внимание, то поток туристов из Китая рассматривается редко. Между тем, здесь существует резерв для развития индустрии туризма.

Потенциальные совместные туристические проекты:

  •  туристический маршрут «Китай – Россия – Западная Европа» для китайских туристов;
  • туристический маршрут «Алтай – Золотые горы» (по территории четырех стран) как маршрут международного уровня.

Транспортная инфраструктура – основные стратегические действия и проекты:

  • Международный центр содействия приграничному сотрудничеству на границе Казахстана и Алтайского края;
  • упрощение процедуры получения въездных виз (открытие консульств России в г.Ховде и г.Урумчи, консульской точки Монголии в г.Барнауле);
  • развитие сети международных аэропортов, организация прямых рейсов между городами Барнаул, Усть-Каменогорск, Ульгий, Ховд, Урумчи.

Инновации

В структуре международного товарооборота в ближайшие годы прогнозируется существенный рост доли, приходящейся на инновации и технические разработки.

Среди стран, куда объемы поставок инновационных технологий возрастут на порядок, резко выделяется Китай. В частности, по прогнозам экспертов предполагается рост ежегодного экспорта российских инновационных технологий в производство высокотехнологичной продукции Китая с 0,02 млрд. долл. США (т.е. приблизительно 30 инновационных технологий) до 2 млрд. долл. США (т.е. приблизительно 3000 инновационных технологий).

Кроме того, к 2012 году предполагается рост стоимостного объема поставок в Китай российской медицинской техники, медицинского оборудования и ряда био- и медицинских технологий и препаратов в общей сложности на сумму 0,3 млрд. долл. США.

Алтайский край должен в данном случае, как минимум, идти в русле общероссийской тенденции (т.е. темпы роста поставок инновационных технологий должны соответствовать общероссийским), а в идеале, учитывая развитие в крае биофармацевтических и медицинских технологий, а также достигнутый уровень отношений с китайской стороной, несколько опережать общероссийский уровень.

С экспортом инновационных технологий тесно связан и экспорт образовательных услуг. Прежде всего, он может быть ориентирован на Монголию и Казахстан, однако также возможен экспорт образовательных услуг в Китай.

По экспертным оценкам, в случае создания и реализации системы скоординированных мероприятий российского государства и российских университетов возможно увеличение числа китайских студентов и аспирантов, единовременно обучающихся в российских вузах, с 12 тыс. человек до 42 тыс. человек (т.е. на 30 тыс. человек), что при средних годовых затратах одного обучающегося в 4000 долл. США приведет к росту стоимостного объема экспорта российских образовательных услуг в Китай на 0,12 млрд. долл. США. Определенную долю в данном объеме может получить Алтайский край, преимуществами которого являются хорошее качество образования и территориальная близость к Китаю.

Дополнительно следует принять во внимание потенциальную конкурентоспособность совместных программ высшего образования, в рамках которых студенты по одной части дисциплин (курсов) обучались бы на территории Российской Федерации, а по другой части – на территории Китая. В частности, в России востребованы специалисты со знанием китайского языка и культуры, а в Китае – со знанием русского языка.

Проекты в области культуры и экологии

В данной области целесообразно поступательное развитие тех инициатив, которые уже начали реализовываться координационным Советом «Наш общий дом – Алтай». Это такие проекты, как:

ежегодная международная летняя студенческая школа «Наш общий дом - Алтай», целью которой является формирование будущей научной и политической элиты региона, опирающейся на общие гуманистические и демократические ценности, а также на личное знание друг друга;

единый школьный урок «Наш общий дом – Алтай»;

проект развития на территории Большого Алтая альтернативной энергетики;

проект ликвидации последствий ракетно-космической деятельности, осуществляемой с космодрома Байконур;

детское экологическое движение «Начни с дома своего»;

издание международного альманаха «Алтайский вестник»;

проведение один раз в два года международной научно-практической конференции «Трансграничное сотрудничество стран Алтайского региона: состояние и перспективы».

Место и роль Алтайского края в контекстах развития международного сотрудничества на средне- и долгосрочную перспективу

В рамках изложенных выше основных стратегических направлений представляется целесообразным в качестве приоритетных программ инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества обозначить следующие мегапроекты:

1. Учитывая прогнозы экономических аналитиков о долгосрочном позитивном росте спроса на сельскохозяйственную продукцию глубокой переработки, не содержащей генномодифицированные составляющие, сельскохозяйственное производство станет важным направлением экономического роста для тех регионов, которые имеют соответствующую хозяйственную специализацию.

Развертывание данного проекта приведет к кумулятивному экономическому результату – развитию продовольственного сектора медицины, трансрегиональной торговли, производства сельскохозяйственного сырья с жестко заданными характеристиками, гуманитарных технологий продвижения продукции (формирования сферы гуманитарного менеджмента – продвижение бренда, стиля, формирования современных систем управления и мотивации трудового коллектива и т.д.), включение в мировой бизнес-проект по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции (сыроварение, пшеничная продукция и т.д.).

2. В связи с дальнейшим ростом численности населения в Регионе, опережающем социальные усилия по борьбе с инфекциями и профилактикой заболеваний, по оценкам экспертов, с учетом увеличения покупательной способности населения Региона на ближайшую перспективу, можно с большой уверенностью прогнозировать увеличение потребления фармацевтических изделий. Темпы роста потребления в Регионе, очевидно, приблизятся к российским, что обеспечит значительный рост регионального рынка.

3. Развитие индустрии туризма является важнейшим социально-экономическим проектом. Именно его реализация даст наибольшее количество рабочих мест и включит большую часть населения в производственный процесс. При этом туристическая деятельность остается достаточно прибыльным бизнесом и позволяет формировать положительный образ региона у соседних стран. В условиях планируемого роста доходов граждан Китая рост числа китайских туристов может быть значительным.

Создание современной инфраструктуры для массового и специализированного туризма даст импульс для развития строительства, благоустройства, сферы торговли и обслуживания, медицины.

4. Стабильный спрос на продукцию вагоностроения в совокупности с текущими объемами производства позволяют алтайским производителям осуществлять поставки как на российский рынок (для ОАО «РЖД» и частных операторов), так и на зарубежный. Кроме того, имеющийся потенциал позволяет предприятию выходить на перспективные зарубежные рынки (страны Среднего и Ближнего Востока).

Однако дальнейшее развитие экспортного потенциала предприятия необходимо синхронизировать с модернизацией и ростом производства. При этом край бы мог бы стать в этом проекте некими «воротами» для прихода иностранных современных технологий в Регион.

Мы в социальных сетях:

© 2006—2013 Центр поддержки предпринимательства Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства

Карта сайта

Разработка сайта и продвижение сайта - «Актив Дизайн»

Для корректного просмотра нашего сайта мы рекомендуем браузеры:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика